Не часто нас радуют танковыми симуляторами, навскидку вспоминаешь лишь Т-72 и Танковую Гвардию. И если последняя окончательно переросла в дешевую аркаду, то дело первой живет и здравствует. Костяк Graviteam фактически составляют люди работавшие над Т-72 и это дало свои плоды. Стальная ярость: Харьков 1942 вышел очень подробным, красивым и реалистичным симулятором.
Местом действия выбран Барвенковский выступ. Когда в ходе неудавшегося наступления совецких войск на Харьков в 1942 году, немецкие части окружили и практически полностью уничтожили большую часть Юго-западного фронта. Мы можем участвовать в трех компаниях, на западе управлять Т-34, северо-восточнее сдерживать немцев на Матильде или контратаковать на Panzer IV.
В игре Стальная ярость: Харьков 1942 сами задания выполнены на хорошем уровне. Вот мы прорываем переднюю линию обороны, вот немцы контратакуют из ельника. В этот момент наводчик кричит Штуки! Сломя голову несемся поближе к лесочку. Подбив замешкавшегося товарища и подорвав орудие которые наши пехотинцы уже присвоили и начали помогать отбивать контратаку, штуки улетают. Нам дают новое задание прорваться к колхозу. Экономя боеприпасы захватываем колхоз, видим массированную контр атаку мотопехоты немцев, боеприпасы на нуле. Командование кричит держаться! Держаться! Помогает артиллерией но все равно их слишком много, наши израненные части получают приказ отступать. По накалу страстей игра не намного уступает Call of Duty, а по реалистичности и вовсе это пожалуй лучший танковый симулятор.
Как и в жизни танк вещь неповоротливая и хрупка. Впрочем танки тех лет очень редко выходили из строя от одного попадания, это и передано в игре. Если поехать с открытым люком на врага, то первый снаряд в этот люк покончит с вашим экипажем и танком. Но если грамотно подставлять броневые проекции врагу, то пережить можно довольно много попаданий. Особенно если по вам ведут огонь Panzer 3 и Panzer 2, их малокалиберные снаряды фактически неспособны пробить боковую и лобовую протекцию Т-34. Стоит отдать должное разработчикам, они сделали все что бы максимально расширить круг игроков. Покопавшись в конфиге в лучших традициях Т-72, можно получить как ультра реалистичный танковый симулятор, так и аркаду.
Не забыта и стратегическая часть игры, как правило под вашей командой находится взвод пехоты и пара танков разных типов. Вы можете давать им приказы разными методами, от радио передач, до флажков и ракет. Впрочем самоубийственные приказы, вроде взять штурмом высотку которая укреплена пулеметами, пехота не спешит выполнять. Попав под плотный огонь бравые солдаты залегают и ищут укрытия.
Графически Стальная ярость: Харьков 1942 выглядит на уровне. Танки хорошо прорисованы, игра света и тени, отличная водичка и спецэффекты. Всего хватает. Но что бы поиграть на максимальных настройках требуется довольно мощный компьютер.
В итоге мы имеем самый лучший танковый симулятор на сегодняшний день. Поиграть в Стальная ярость: Харьков 1942 стоит всем любителям стальных громадин и достоверных симуляторов. Мы имеем добротную и интересную игру.
"На поле танки грохотали, солдаты шли в последний бой…"из к/ф "На войне, как на войне"
Лицензионный DVD-бокс по цене безликих "казуалок" - не шутка. Смехотворная стоимость лишь подтверждает известную аксиому: немногие издатели верят в светлое симуляторное будущее. Тем не менее, сотрудники
Graviteam верят. Таких ничем не сломить; вон даже на Запад замахнулись, даром что через год после российской премьеры.
На месте водителя.
Steel HeroesПредыдущий проект разработчиков (тогда еще в составе
CrazyHouse) - "Т-72: Балканы в огне" - и "
Стальную ярость" разделяют долгих 3 года, разный временной промежуток и похорошевшая графика, однако конечный результат не блещет оригинальностью. Локальные войны в Югославии уступили место знакомой теме Второй Мировой, но от перемены мест дислокации итог неизменен. К чему спорить о пресловутой достоверности? Книги по истории умалчивают об операции, положенной в основу игры. Село Маяки, село Заводы, пгт. Барвенково, пгт. Изюм… Вы слышали о боях в данных населенных пунктах? И неудивительно: речь идет о малоизвестном наступательном маневре Красной Армии.
Черно-белые хроники военных лет, которые мелькают перед заданиями - единственные напоминания о мрачных событиях 1942-го года. Не хватает только "фирменного" голоса диктора - его заменили немые субтитры. В роликах нет пафосного рассказа о приключении расчета "А", на манер Company of Heroes. Но не думайте, будто в бою, скажем, под селом Чепель будет беспечный курорт. В
Steel Fury нашлось место и для масштабных сражений с участием пехоты и авиации. Самолеты обстреливают наземные цели, противотанковые пушки пробивают броню, словно картон, над головой свистят пули, в колонках ухают взрывы… В нервной суматохе необходимо задействовать все силы. Враги - больше не пустоголовые трехмерные мишени из "Балкан в огне"; проезжая мимо окопа с десятком солдат, не забудьте поприветствовать их пулеметным огнем, иначе бравые ребята, красуясь деревянной анимацией, подкинут под брюхо пару гранат. Рецепт борьбы с нахалами лежит на виду - узаконенный читерский режим неуязвимости находится в главном меню на видном месте. Не смогли пройти под шквальным свинцовым градом? Не волнуйтесь, игра предельно дружелюбна: достаточно поставить "крестик" напротив заветного параметра и любое столкновение покажется не опасней уличной прогулки.
Дома рушатся, словно карточные.
Рискованный реверанс в сторону хардкорности, в отличие от геймплея, делает управление. После беглого знакомства с раскладкой легкого шока не избежать даже бывалым "симуляторщикам". Четыре члена экипажа и для каждого отдельные кнопки! Зачем такое усложнение? На деле, правда, дела обстоят чуть лучше - выбрав командира, можно руководить всеми процессами, отдавая простейшие приказы.
Танк - не игрушка!Т-34, МК III, Pz IV F2… Если для вас эти названия не пустой набор символов - побывать в виртуальной кабине танков Второй Мировой будет вдвойне интересно. Пересядьте на место водителя, заряжающего, наводчика, выгляните в смотровое окно, попробуйте прицелиться в треснутую оптику…
Steel Fury: Kharkov 1942 - рай для поклонников "танкосимов". Немудрено, что публика без ума от "
Стальной ярости": более качественного проекта (из симуляторной братии) на данный момент не существует.
Яростная схватка.
После неоднозначной "
Т-34 против Тигра" творение
Graviteam и
Discus Games, без преувеличения, заслуживает рукоплесканий. Вялое начало кампании раскручивает гусеницы миссий лишь ближе к середине, зато потом игру уже не остановить. Деревенские домики рушатся под напором металла, пыль и дым от взрывов застилают землю, черная гарь валит из соседнего танка. Сейчас бы сменить вид изнутри на "от третьего лица". Но нет. Контролировать ход боя удобнее непосредственно из кабины. Впрочем, все не так просто. Движение к цели затрудняют погодные условия и смена времени суток. Сильный ливень уменьшает видимость, а ночью пробираться приходиться буквально вслепую. Благо есть фары и внутреннее освещение.
Здорово упрощает жизнь карта. Откуда идут войска противника, важные высоты и близлежащие поселки - из показаний самостоятельно обновляющегося экрана можно узнать все. Несмотря на территории внушительного размера, заплутать и сбиться с курса непросто. К вашим услугам компас и отсутствие непроходимых мест. Танки грязи не боятся, помните. Проложить себе путь через густой лес - раз плюнуть. Перейти реку вброд - ха, меряйте глубину смело: танк не затопит даже с открытым люком. У свободы, разумеется, есть свои рамки - некоторые водоемы, огороженные невидимой стеной и противотанковые рвы. Эти ограничения жутко раздражают, но в целом вполне адекватное поведение бронемашины сглаживает подобные недочеты.
Одна из ночных миссий.
Волноваться приходиться за другое. Красивые взрывы и густой дым, не проходят бесследно. Жуткие тормоза во время перестрелок, как грустные напоминания о кривом программном коде. Да и вылеты, и зависания - тоже не редкие гости. И в довершении, нет режима совместного прохождения. Увы.
Все равно не уйдете!
***
Следующим проектом
Graviteam, судя по анонсам на
www.graviteam.com/" target="_blank">официальном сайте, будет преемник
Close Combat - варгейм
Kharkov 1943. Харьковских военных операций еще не на одну игру хватит. Только бы не забыли про оптимизацию и мультиплеер.
Плюсы: лучший на сегодняшний день танковый симулятор.
Минусы: неудачное управление; плохая оптимизация.