Концепция построения альбома близка к рок-опере, но нет выраженного повествования от лица героев, кроме композиции «
The Trial». Звучание новое, совершенно не похожее на «Пинк Флойд», но одновременно совершенно узнаваемое. И это не удивительно, ведь три предыдущих альбома были совершенно разными с музыкальной точки зрения. Концепция самого альбома — место человека в современном обществе. Стена как символ преграды между людьми, которую по задумке автора они должны разрушить. В центре повествования главный герой — Пинк. С рождения он растет без отца, под параноидальной опекой матери. Уже в школе он сталкивается с жестоким, никем не контролируемым миром в лице учителей, явно подавляющих детскую личность. Так и не сумев со временем привыкнуть к суровым реалиям мира, Пинк деградирует, оказывается на грани жизни и смерти, но остается в живых. Главный герой решает жить по-новому, просто «дожидаясь червей», параллельно признав себя на суде общества сумасшедшим.
В 1982 году на экраны вышел полнометражный фильм на основе альбома — «
Pink Floyd The Wall». В главной роли рок-звезды «Пинка» снялся основатель группы «
Boomtown Rats» и будущий организатор фестивалей «
Live Aid» и «
Live 8» — Боб Гелдоф (англ.
Bob Geldof). Сценарий фильма был написан Уотерсом, режиссёром стал Алан Паркер, а анимация была создана известным мультипликатором Джеральдом Скарфом (англ. Gerald Scarfe). Фильм можно назвать провокационным, так как одной из основных идеей был протест против устоявшихся идеалов и английской страсти к порядку. Также фильм являлся определённым манифестом в защиту рокеров. В фильме «Стена» прямо не показывается ни одна из проблем. Весь фильм соткан из аллегорий и символов, например, безликие подростки, которые один за другим падают в мясорубку и превращаются в однородную массу.
Интересные факты
В связи со сложностью и большой стоимостью сценических постановок шоу «The Wall» исполнялось только в четырёх городах: Нью-Йорке и Лос-Анджелесе в феврале 1980 г., Лондоне в августе 1980 г. и Дортмунде в феврале 1981 г. В июне 1981 г. в Лондоне были вновь организованы концерты с целью проведения киносъемок. Хотя снятые кадры никогда не демонстрировались публично (по крайней мере, официально), их предполагалось включить в кинофильм в постановке Алана Паркера по сценарию Роджера Уотерса. Кинопостановка стала для всех головной болью, так как Уотерс, Скарф и Паркер постоянно спорили по поводу интерпретации сценария.
Первоначально планировался выпуск тройного альбома, но продюсеры, опасаясь что такой альбом будет слишком дорогим для покупателей, настояли на выпуске двойного. Некоторые композиции были сокращены, некоторые разные были соединены в одну, некоторые были изданы на следующем альбоме.
Песни «What Shall We Do Now» в альбоме нет, хотя слова на обложке напечатаны. В последний момент, когда обложки уже находились в типографии, её вынуждены были исключить, чтобы двойной альбом не превратился в тройной. Текст позднее был исключен из вкладышей компакт-дисков. На концертах же песня исполнялась, есть она и в фильме, где сопровождает мультипликационные кадры.
Повторение одной ноты через октаву в композиции «Goodbye Cruel World» является одним из любимых приемов Уотерса на бас-гитаре и возвращает во времена «Careful With That Axe, Eugene».
Тот факт, что текст песни «Hey You» напечатан не по порядку на обложке оригинального альбома, ещё раз свидетельствует о путанице, возникшей в последнюю минуту, когда Боб Эзрин «перетасовывал» композиции, пытаясь уместить альбом на два диска.
Кроме того, композиция, состоящая из 2 частей — When the tigers broke free — не была включена в дисковую версию альбома.
Хотя альбом и стал в США 23 раза платиновым, это означает что он продан на самом деле тиражом в 11,5 миллионов. Просто в США такая система, что у двойных альбомов учитывается каждый диск. Это, кстати, даёт преимущество двойным альбомам.