Подробнее
После неудовлетворительного уровня продаж первого альбома The Velvet Underground and Nico, отношения группы с Энди Уорхолом ухудшились. Они выступали на протяжении большей части 1967 года. Многие из их живых выступлений сопровождались шумными импровизациями, которые стали ключевыми элементами на White Light/White Heat. Группа в конце концов расстались с Уорхолом и с Нико, и в конечном итоге приступила к записи своего второго альбома с Томом Уилсоном в качестве продюсера.
Альбом был записан всего за два дня, и с заметно другим стилем, нежели в The Velvet Underground and Nico. Джон Кейл охарактеризовал White Light/White Heat, как «очень неистовая запись... Первая была в некоторой степени аристократичной, в некоторой степени красивой. Вторая — сознательно анти-красивой». Стерлинг Моррисон сказал: «Мы все двигались в одном направлении. Мы, возможно, тянули друг друга с обрыва, но мы все определенно шли в том и том же направлении. В эпоху White Light/White Heat нашей жизни представляли собой хаос. Вот что отражено в записи».
Первая одноименная песня альбома начинается с энергичного звучания пианино Кейла в духе Джерри Ли Льюиса, описывающая использование амфетаминов. Любимой песней Рида с альбома стала зловещая «Lady Godiva"s Operation», о неудавшейся лоботомии транссексуалки. «The Gift» представляла собой короткий рассказ, написанный Ридом и рассказанный на фоне музыки Кейла с его характерным шотландским акцентом. Одной из наиболее известных песен пластинки стала медитативная «Here She Comes Now», перепетая позже R.E.M., Nirvana, Galaxie 500 и Cabaret Voltaire. Однако, наиболее экспериментальными моментами пластинки стали две нойз-роковых композиции — «I Heard Her Call My Name» и «Sister Ray», причем вторая длится около 17 минут.