Описание:
Жанр: Fusion Аудиокодек: MP3 Битрейт аудио: 320 kbps Частота дискретизации: 44.1KHz Количество песен: 8 Продолжительность: 00:37:54 Released: 1984 Label: Columbia – CK 34418 Format: CD, Album Country: USA
Данный альбом включён в альманах 1001 Albums You Must Hear Before You Die
Heavy Weather (Тяжелая погода) — седьмой студийный альбом американской джаз-группы Weather Report, выпущенный в 1977 году фирмой Columbia Records в США, CBS — в Европе. Это второй альбом группы с участием знаменитого бас-гитариста Джако Пасториуса, но если в предыдущем альбоме Black Market Пасториус появился только в двух вещах, когда альбом был почти готов, то в Heavy Weather он уже полноправный член Weather Report и внес немалый вклад в развитие группы.
Подробнее Альбом начинается с композиции " Birdland", ставшей с тех пор уже классикой джаза. Композиция имела огромный коммерческий успех, необычный для инструментальной музыки. Отличительной чертой " Birdland" стала игра Пасториусом гармониями на басу. Существует концертная запись этой вещи до прихода в группу Пасториуса, и там эту тему исполняют только клавиши. Среди самых завзятых поклонников Weather Report модно не называть Heavy Weather самым любимым альбомом. Даже сам Джозеф Завинул говорил: " Heavy Weather — хорошая пластинка, но есть другие, которые мне нравятся больше. Например, Black Market, Night Passage. Мне нравятся все, но некоторые — особенно." И тем не менее, факты говорят сами за себя: альбом Heavy Weather пользовался наибольшим успехом как у публики, так и у критиков. Ни один другой альбом Weather Report не получил столько наград, как Heavy Weather. В 1977 году он был назван "альбомом года" практически каждым изданием, которое выдает такие награды. В ежегодном опросе читателей журнала Down Beat Heavy Weather победил тогдашнего лидера — альбом Херби Хэнкока V.S.O.P. соотношением голосов 844 к 196. Даже обложка альбома, в исполнении Лоу Бича, номинировалась на премию Grammy. Heavy Weather — единственный альбом Weather Report единодушно включенный многими критиками в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь. Heavy Weather был также самый продаваемый альбом Weather Report, он быстро разошелся тиражом в полмиллиона экземпляров, став золотым. Heavy Weather достиг 3-го места в Топ 200 альбомов Биллборда и был №1 в его джазовом списке. Главной причиной коммерческого успеха альбома была композиция " Birdland". Это единственный хитовый сингл Weather Report, расширивший их аудиторию за счет любителей рок и поп музыки. " Несомненно, наш следующий альбом Heavy Weather стал настоящим прорывом для нас в коммерческом смысле, " — вспоминал Завинул в 1984 году. " Альбом великолепно звучал, мы сыграли его хорошо, как мы всегда играем в студии. Мы позволили уйти Честеру Томпсону, а Акунья стал играть на барабанах. Потом мы взяли перкуссиониста Маноло Бадрену. Маноло — еще один величайший, один из гигантов перкуссии." Уроженец Пуэрто-Рико Бадрена пришел в группу в апреле 1976. До этого он играл сальсу во многих группах Нью-Йорка, его привел в группу Акунья. Кроме того, Бадрена был еще и профессиональным художником, и его фрески украшают стены университета в Сан-Хуане. Уже в процессе записи предыдущего альбома Black Market возникло расхождение между ударником Томпсоном и Джако Пасториусом. По словам Томпсона, " репетиции (Black Market) выглядели довольно странно, потому что песни, которые я записывал с Альфонсо (Джонсоном) на басу на 180 градусов отличались от тех, которые играл на басу Джако. У Альфонсо, когда он играл, было прекрасное ощущение пространства, а Джако был сплошными нотами. Это просто не срабатывало. Конечно, я мог бы как-то приспособиться к этому музыкально, но если честно, мне не хотелось." Алекс Акунья так описал эту ситуацию: " Было видно, что Джако хочет играть с барабанщиком другого стиля. Как-то раз мы собрались в мотеле Tropicana на бульваре Санта-Моника и джемовали в номере всякие мелодии, которые Уэйн Шортер написал для квинтета Майлза Дэвиса, и он был очень впечатлен, что перуанский южно-американский латинский бразтльский перкуссионист прекрасно знал и здорово играл все эти мелодии. После того, со слов Акуньи, "Джако сказал Джо, что хочет чтобы я играл в группе на барабанах. Джо ответил, ОК, мы можем использовать двух барабанщиков, но Джако сказал: нет. Всё дело в личных разногласиях Честера и Джако, я думаю, и в конце концов хорошо, что Честера осенило покинуть группу и уйти в Genesis к Филу Коллинзу." Завинул выдвинул в 1996 году свою версию: " Джако и Честер не могли играть вместе, не получалось. Мы задумались, что делать. Джако был крут и мог еще расти и расти, а Честер уже был Честер. Но все разрешилось само собой, когда Честер ушел играть в Genesis с Филом Коллинзом, где сделал гораздо большую карьеру, чем мог сделать у нас. Тогда Алекс сел за барабаны, пришел Маноло Бадрена, и тогда мы стали делать свои самые успешные пластинки." Пасториус дебютировал с Weather Report на сцене 1 апреля 1976 года в г. Энн Арбор, штат Мичиган. Его вклад немедленно почувствовался. В концертную программу входили три композиции Пасториуса — " Continuum", " Come On, Come Over" из его первого сольного альбома ( Jaco Pastorius — 1976) и " Barbary Coast" из Black Market. С этой блестящей ритм-секцией — Пасториус-Акунья-Бадрена — Weather Report гастролировали всю весну и лето, засев под конец года в студии чтобы записать новый альбом. С Пасториусом в качестве "Катализатора" — так прозвал его Завинул — началась самая успешная эпоха в карьере Weather Report. " Он мог сыграть всего четыре такта, тем самым делая историю," — вспоминал позже Завинул. " До Джако Weather Report была культовой группой, в основном среди черных. Джако был прекрасный белый юноша, который привел к нам новую, белую публику, что сделало нас намного более успешными коммерчески. Джако был лучшим, что было с нашей группой. И в моей жизни. Он был моим лучшим другом." В другом интервью Завинул говорил: " Джако понравился мне с самого начала, потому что мне понравилась его личность. Большинству он казался сумасшедшим. Но вы понимаете, кого обычно раздражают такие люди? Тех, у кого нет таланта. Они все время следят за ним: "О, он открывает рот. Он лидирует за счет своей болтливости. Нехорошо хвастаться" и прочую чушь. Он не хвастал. Он говорил факты." В Heavy Weather группа достигла нового уровня качества записи. Как писал критик Нил Тессер в журнале Down Beat: " Никогда еще Weather Report не применяли так успешно студию в качестве инструмента, как в альбоме Heavy Weather. Пластинка буквально разрывается от чистоты, раздельности и многообразия тембров, и арсенал синтезируемых Завинулом тональностей потрясает (он заявлен в титрах как продюсер-оркестратор). Благодаря качеству записи, слышны тончайшие нюансы изощренно аранжированных слоев различного звучания." Во многом это была заслуга инженера Рона Мало из студии Devonshire Sound, работавшего над тремя альбомами группы — Mysterious Traveller, Black Market, Heavy Weather. Брайан Риснер, долгое время работавший звукоинженером у Weather Report и носивший прозвище "Главный метеоролог", отметил, что немало способствовала качеству записи комната в студии Devonshire Sound, где записывались Weather Report. " Там была "живая" эхо-камера в Devonshire, просто покрытая плиткой комната, имевшая прекрасную акустику. Это просто фантастика. Это была одна из лучших эхо-камер в стране, и частичная разгадка секрета прекрасного звучания Weather Report." Немалую роль в создании этого звучания сыграл и Джако Пасториус. По признаниям Завинула, " Джако указан сопродюсером за проделанную им огромную работу и весомый вклад в альбом. Мы все много вложили в те дни, каждый по своему. Для Уэйна например, студия была не его делом. Он проводил в ней много времени, но управлением пультом полностью доверял нам. А у Джако был хороший опыт работы за пультом. Я знаю музыку внутри и снаружи, в этом моя сила, а Джако много знал, как добавлять ревер инструментам и как сделать хороший звук барабанам. Благодаря его работе за пультом получилось и такое присутствие баса. У него были очень чуткие уши. Он мог слышать очень четко все фрагменты, и мы работали вместе, бок о бок, все 20 пальцев на пульте. Это было до эпохи автоматизации, как вы понимаете. Джако был очень активный продюсер. Уэйн занимался другими вещами, например, названиями композиций, а записью музыки на пленку занимались в основном я и Джако. Когда все уже были дома, мы все еще сидели с инженером и микшировали." Пасториус рассказал в интервью, что Завинул сам привлек его к активной работе над записью альбома. "Я в первый раз был привлечен к продюсерской работе. Джо продюсировал, я помогал. До этого, в Black Market, я работал как сторонний человек — отыграл и ушел. Я думал, так же будет и в Heavy Weather, но Джо заметил, что я хорошо работаю и сказал: "Я хочу чтоб ты полностью занимался этим проектом, мы будем все делать вместе." И я занимался там всем и был во все вовлечен." Heavy Weather считается этапным альбомом для джаз-рока 1970-х годов, это целая веха в истории джаза. СОДЕРЖАНИЕ АЛЬБОМА 1. BIRDLAND (ZAWINUL) Zawinul: Oberheim polyphonic synthesizer, ARP 2600 synthesizer, acoustic piano, vocal, melodica Shorter: Soprano and tenor saxophone Pastorius: Bass, mandocello, vocals Acuсa: Drums Badrena: Tambourine "Birdland" — проявление высокого мастерства Завинула и Weather Report. Завинул с самого начала понимал, что получается нечто особенное. Birdland (Птичья страна) — так назывался знаменитый джаз клуб в Нью-Йорке, который сыграл большую роль в жизни Завинула. "Мы все в Вене знали про это волшебное место... Великий пианист Фридрих Гульда играл там с джаз-группой и рассказывал мне. Мы все мечтали однажды посетить Birdland... Этот клуб оказал на меня огромное влияние. Я встретил там Майлза, Дюка Эллингтона и Луиса Армстронга. Я встретил там свою жену Максин. Всех, кого я боготворил, я встретил в Birdland." На обложке Heavy Weather указана особая благодарность Тому Оберхайму и его Полифоническому синтезатору. Том Оберхайм был основатель фирмы Oberheim Instruments и создатель линейки аналоговых синтезаторных модулей, оснащенных мультиголосовой конфигурацией. Звучание "Birdland" во многом основано на применении Восьмиголосового полифонического синтезатора, который был представлен на выставке в июне 1975 года. Как пишет Марк Вейл в своей книге Vintage Synthesizers, Оберхайм был особенно горд, что Завинул применил Четвертый голос в своей "Birdland": "Вскоре после того, как Завинул приобрел этот инструмент, Том лично навестил его. Проведя с Завинулом целый вечер, объясняя подробно, как он работает, Том покинул Завинула, убежденный, что тот ничего не понял, а новый инструмент будет задвинут в угол собирать пыль. А неделю спустя, Завинул пригласил Оберхайма послушать черновое сведение "Birdland". Том обалдел от радости, увидев какое звучание биг-бэнда создал Завинул с помощью его Четвертого Голоса. А "Birdland" стала одним из самых больших хитов Weather Report." 2. A REMARK YOU MADE (ZAWINUL) Zawinul: Rhodes electric piano, ARP 2600 synthesizer, Oberheim polyphonic synthesizer Shorter: Tenor saxophone Pastorius: Bass Acuсa: Drums "A Remark You Made" многими считается одной из лучших баллад Завинула. "Я написал "A Remark You Made" в первый же день, как получил свой синтезатор Oberheim. Как только он попал в мои руки, я решил попробовать. Он был настроен тогда на скрипичные. Я просто поиграл, там была каждая нота, которую играл когда-либо Уэйн. Я сочинил эту вещь, и мы записали ее за один-два дубля. Потом я только наложил немного гармонии. Это все произошло в один присест." 3. TEEN TOWN (PASTORIUS) Pastorius: Drums, bass Zawinul: Rhodes electric piano, ARP 2600, melodica, Oberheim polyphonic synthesizer Shorter: Soprano saxophone Badrena: Congas "Teen Town"(Городок Тинейджеров) как и "Birdland" — название клуба, только это был такой молодежный клуб, в котором вырос Джако Пасториус. Джако сочинил эту вещь и сыграл в ней не только на басу, но и на ударных. Сначала записал ударные, а потом наложил на них бас. "Я — ударник: это был мой первый инструмент с детства, я перешел на бас только потому что однажды сломал руку. Я перестал барабанить, потому что потерял силу в левой руке, и в возрасте с 13 до 18 лет моя левая рука была практически беспомощна. Я не мог ее сжимать, а как можно играть на барабанах, не сжимая палочки. Я играл в группе на барабанах — я начинал с этого вообще-то! — и выпал из игры! Но они позвали меня вернуться, если я буду играть на басу. Тогда я купил себе бас и вернулся в группу. Мне было 15, я тогда не знал, где какие ноты, я просто балдел от музыки, понимаете? С тех пор, как я взялся за бас, я больше никогда не лишался работы. Teen Town был местом, куда я приходил потанцевать, когда мне было 13. Я мечтал тогда играть в этом клубе на ударных — вот почему я сам играю в этой песне на ударных, понимаете? — Потому что ударные разговаривают с басом — потому что я игрок на басу, но я все еще могу играть на ударных, понимаете? "Teen Town" — это как небольшой театр. Вот вам 13 лет, вы приходите в этот Городок Тинейджеров, вы хотите затусоваться с какими-нибудь девчонками, здесь все виды проявлений маленького эго, все виды этого всяческого дерьма. А в конце, это происходит немного загадочно, потому что вы начинаете взрослеть... Все это здесь,в этой вещи." (Джако Пасториус) Завинул позже писал: "Знаете что? Басовая партия в этой вещи играется нами обоими! Бас дублировал Oberheim Восьмой Голос, мы играли так здорово вместе, что это звучит как один инструмент. Бас — превосходный инструмент, но иногда ему требуется дополнительная атака, чтобы усилить, что и произошло в этой композиции." В интервью 1977 года "Главный Метеоролог" группы, а именно звукоинженер Weather Report Брайан Риснер рассказал, как не сразу, постепенно вынашивались и зарождались пьесы, типа "Teen Town". На вопрос, забирали музыканты с собой из студии домой записанные за день пленки, Риснер ответил: "Каждый кусочек со всех 16 дорожек записывался на кассеты, и каждый, приходя домой, делал домашнее задание. Часто бывало, какая-то мелодия в течение трех месяцев так преобразовывалась, что в конце концов от первоначальной идеи мало что оставалось. "Teen Town" — хороший тому пример. Мы жили с этой мелодией около месяца, и никому не нравилось то, что получалось. А однажды мы собрались в студии, ускорили ее темп и изменили все остальное. Иногда просто ждешь, когда что-нибудь как-то повлияет на чью-то жизнь так, что он посмотрит на эту мелодию по-другому. Так оно и случается." 4. HARLEQUIN (SHORTER) Shorter: Soprano saxophone Zawinul: ARP 2600 synthesizer, Oberheim polyphonic synthesizer, acoustic piano, Rhodes electric piano Pastorius: Bass Acuсa: Drums Badrena: Vocal 5. RUMBA MAMA (BADRENA/ACUNA) Badrena: Vocal, timbales, congas Acuсa: Congas, tom toms Это концертная запись с выступления Weather Report 8 июля 1976 г. на джазовом фестивале в Монтрё. 6. PALLADIUM (SHORTER) Shorter: Soprano and tenor saxophone Zawinul: ARP 2600 synthesizer, Rhodes electric piano Pastorius: Bass, steel drums Acuсa: Drums Badrena: Congas, percussion Еще один клуб вдохновил на название этой вещи. На сей раз это клуб Palladium в Нью-Йорке, куда ходил ребенком на латинские джаз концерты автор композиции Уэйн Шортер. 7. THE JUGGLER (ZAWINUL) Zawinul: Rhodes electric piano, ARP 2600 synthesizer, acoustic piano, guitar, tabla Pastorius: Bass, mandocello Shorter: Soprano and tenor saxophone Acuсa: Drums, handclap Badrena: Percussion В 1978 году Завинул, рекламируя электропиано Rhodes, рассказал, как родилась композиция "The Juggler" (Фокусник, жонглер, мошенник, плут). На вопрос, как он творит, Джо ответил: "Иногда обычным путем — размышляешь над мелодией, сидя за своим Rhodes, и пишешь партитуру. Но творчество — вещь забавная и непредсказуемая. Взять, к примеру, "The Juggler" из альбома Heavy Weather. Я просто импровизировал и не знал, что Брайан Риснер, наш инженер, записал меня в это время. Год спустя он прокрутил мне эту пленку. Я переписал ее и Weather Report записала. Никогда не знаешь, в какой момент ты творишь." В "The Juggler", как и в "Birdland" указано, что Джако играет на мандоселло. Мандоселло — это более крупная, баритоновая версия мандолины. Она соотносится к мандолине примерно как виолончель к скрипке. 8. HAVONA (PASTORIUS) Pastorius: Bass Shorter: Soprano saxophone Zawinul: Acoustic piano, Oberheim polyphonic synthesizer, ARP 2600 synthesizer Acuсa: Drums "Havona" — одна из лучших композиций Пасториуса в составе Weather Report. Однако Джако написал ее задолго до того, как пришел в группу. Некий басист Марк Эган утверждает, что еще будучи преподавателем в Майамском Университете, Пасториус давал ему, студенту десяти-тактовое упражнение под названием "Havona". Сырая версия "Хавоны" была записана еще во время сессий дебютного альбома Пасториуса вместе с Херби Хэнкоком, Ленни Уайтом и Доном Алиасом, но она никогда не выпускалась. Вдова Джако — Ингрид Пасториус считает, что он сочинил "Havona" после того, как начал читать Книгу Урантии. В этой книге Хавона — это особое место — миллиард совершенных миров, что-то типа рая. Хавона — это совершенная любовь, красота и удовлетворённость. "Я думаю, его соло хорошо выражает именно эту мысль", — говорит Ингрид. Алекс Акунья вспоминает: "Моя любимая вещь в Heavy Weather — это "Havona". Я всегда хотел играть именно так, в виде разговора. У меня до сих пор мурашки по коже, когда слышу эту вещь. В тот момент все было импровизировано, записано почти без наложений."
Трэклист 1 Birdland 5:59 2 A Remark You Made 6:52 3 Teen Town 2:53 4 Harlequin 4:00 5 Rumba Mama 2:12 6 Palladнum 4:45 7 The Juggler 5:05 8 Havona 6:03
|