![](main/picture/magneto.png)
|
• Снежное шоу Славы Полунина
• Барвиха (серия 20-24)
• Золотой автомобиль
Биография:
Его называют «лучшим клоуном мира». Его «сНЕЖНОЕ шоу» признано «театральной классикой ХХ века».
Когда его спрашивают, легко ли нести бремя всемирной славы, Слава обычно отвечает, что нести, мол, ничего, а вот удержать… Наверное, поэтому ничего не делает абы как: все, что происходит в его жизни, очень основательно, очень продумано, очень взвешено – даже самое сумасшедшее, самое невероятное, самое авантюрное. И в достижении цели он конкретен, собран и непоколебим.
Так было, видимо, всегда : и когда он покинул родной Новосиль, маленький городок в Орловской области, чтобы увидеть самый красивый город на свете, каковым представлялся ему по рассказам его учительницы географии Ленинград. И когда бросил в том Ленинграде энергетический институт, несмотря на то, что мама мечтала видеть его инженером. И когда стал заниматься практически самостоятельно загадочным, полным тайн и недосказанности искусством пантомимы.
Эксцентрическая пантомима, любовно окрещенная им «экспрессивным идиотизмом», принесла ему огромную популярность – не было ни одного значимого концерта, в котором дуэт Полунин-Скворцов не принимал бы участия. Она же принесла ему и лауреатство на конкурсе артистов эстрады.
А уже через год родился его Клоун, его Асисяй – смешной и трогательный человечек в желтом комбинезоне и красных лохматых тапочках. Родился задумчивый, нежный, поэтичный персонаж, характер которого вобрал в себя поэтическую грусть клоунад Енгибарова, изысканную философичность пантомим Марсо, человечность и смешную трогательность фильмов великого Чаплина. Всех их Полунин считает своими главными учителями.
Появился Асисяй перед многомиллионной аудиторией телезрителей в новогоднем «Голубом огоньке» на рубеже 80 и 81 года с двумя яркими надувными телефонами. Тогда и прозвучал впервые его диалог о любви, об одиночестве, о тоске по человеческому пониманию, о счастье обретения и горечи утраты, который и по сей день ведет герой Полунина с самим собой, а клоун - со своими зрителями в самых разных уголках планеты. Асисяй изначально был многолик и многогранен : он мог быть нежным и наивным, а в следующую минуту – ироничным или полным решимости в своем непоколебимом «Зя!». И тогда возникла мысль, что каждая из граней его характера может вырасти в отдельный персонаж.
Так родилась идея создания театра клоунов, где каждый не похож на другого, но узнаваем и хорошо знаком любому сидящему в зале. Этот калейдоскоп характеров и воплотился в «Лицедеях», театре, который Полунин создал и с которым проработал до начала девяностых годов. Популярность «Лицедеев» была оглушительной, а всенародная любовь начинала принимать угрожающий размах и формы. Казалось бы, настал момент почивать на лаврах, но этого как раз Полунин и не умеет. Всенародную любовь решено было использовать в мирных целях, и Слава стал постепенно претворять в жизнь самые немыслимые и более чем смелые проекты.
Первым из них был «Мим-парад» 1982 года, на который съехалось более 800 артистов пантомимы со всех концов тогда еще очень обширной родины. Потом, уже в 85 году, Полунин набрался смелости заглянуть за железный занавес и прорубить в нем брешь не только для себя, но и для московской публики – тогда он привез впервые иностранных мимов и клоунов на фестиваль в рамках Всемирного слета молодежи и студентов. Потом ему понадобилось не просто самому заняться уличным театром, но и увлечь этой идеей новоиспеченных клоунов, совсем еще недавно рекрутированных в клоунаду из пантомимы с его же легкой руки. Это было в 1987 году на первом фестивале уличных театров, который назывался «Лицедей-лицей». А год спустя решено было отметить двадцатилетие «Лицедеев» Всесоюзным «Конгрессом дураков». Сие мероприятие стало не просто фестивалем театров клоунады, но и торжественными похоронами театра «Лицедеи», ибо, как утверждал Станиславский, театр через 20 лет своего существования умирает. С классиком спорить не стали и выставили на сцену гробы, а на панихиду пригласили самых дорогих гостей . Все было честь по чести: траурные поздравления с днем рождения, многотысячное шествие по улице и, наконец, торжественный сплав горящих гробов по Неве.
Апофеозом в деле осуществления неосуществимого и реализации нереализуемого стал «Караван мира» - странствующий театральный фестиваль, колесивший на машинах по Европе от Москвы до Парижа в течение полугода. Артисты жили в домиках на колесах, играли на улице и в шапито, создали силами театров из России, Франции, Италии, Испании, Чехии, Польши совместное эпохальное полотно «Одиссея», чуть не сошли с ума от новизны и неизведанности всего того, что их окружало, и постоянной публичности жизни. В общем, в 1989 году , за три месяца до падения Берлинской стены, участники Каравана самостоятельно снесли все границы внутри Европы – пусть сначала только для ограниченного контингента артистов. Европа не заставила себя долго ждать и стала следом активно объединяться!
А потом была создана «Академия дураков», которая всего за пару лет своего активного существования на российской почве сумела обратиться и к проблеме возрождения идеи карнавала, но карнавала нового, современного, а не реконструированного, музейного. Тогда, в 93 году, были предприняты первые шаги на ощупь в этом направлении, чтобы позже двинуться по найденной дороге широким маршем и развернуть «новый карнавал» в рамках Всемирной Театральной Олимпиады в московском саду Эрмитаж летом 2001 года.
«Академией дураков» впервые был проведен фестиваль с типично русским названием «Бабы-дуры», посвященный редчайшему в природе явлению женской клоунады. Новая дополненная версия этого фестиваля еще ждет своей реализации в новых исторических условиях. А тогда гильдия старых дураков под предводительством Ролана Быкова по-своему бесчинствовала в Москве, раздавая титулы «полных дураков» и «полудурков» лучшим из лучших, и с удовольствием принимая в свои ряды великих дураков зарубежья. Их-то и собрал Полунин много лет спустя на Театральную Олимпиаду в Москву в рамках еще одной программы, названной «Лучшие клоуны конца ХХ века». В российскую столицу и вправду приехали лучшие – безумнейшие и мудрейшие – Болеслав Поливка, Жером Дешамп, Франц Йозеф Богнер, Джанго Эдвардс и Лео Басси.
Между 93 годом и проектами в рамках Театральной Олимпиады 2001, когда имя Полунина вновь стало на слуху у всех и каждого в России, пролегали годы работы в других странах – бесконечное турне по миру со знаменитым «сНЕЖНЫМ шоу», продолжающееся и по сей день. В ходе этого турне он получил множество престижных театральных премий, был обласкан зрительской любовью и восторженным отношением критики.
Однажды какая-то канадская зрительница написала ему после спектакля записочку: «Ваш снег согревает наши сердца. Спасибо.» Полунинская «Снежная буря» согревает наши сердца своей удивительной «снежной нежностью»! |